Биография художника:
Мишуков Николай, московский художник, первая специальность преподаватель китайской живописи и каллиграфии.
Перепробовал различные стили и техники в изобразительном искусстве, пока однажды не столкнулся с живописью гохуа в Москве, в школе Китайских Искусств на Чистых Прудах, а пять лет, проведённые в Китае в юношеские годы, сработали как спусковой механизм – и с 2000 года начался новый путь в творчестве, основанный на изучении традиционной китайской живописи.
Это дало толчок для изучения и практики каллиграфии и живописи у китайских преподавателей Пань-И и Се Иен-Уей.
От живописи – к постижению каллиграфии, от каллиграфии к искусству гравировки на камне традиционных печатей, являющихся составной частью живописного пространства, поездки в Китай на обучение – таким образом углублялись и расширялись знания и умения в бесконечном постижении культуры Дальнего Востока.
Изучая старых мастеров и работы современных художников, Николай нашёл свой собственный стиль и делится своими знаниями и опытом.
Преподавал в Москве, в студиях «Пурпурный город”, «Бай Мао», связанных с китайской живописью, в художественной школе города Солнечногорска, в Образовательном центре «Сити-Класс», затем в клубе Восточной Культуры “Две Империи».
Автор собственной методики преподавания китайской живописи и каллиграфии для взрослых и детей.
Записано множество авторских видео-курсов для обучения техники живописи.
Его работы находятся в разных галереях – от Музея Искусств Народов Востока в Москве до галереи «Мер Де Сабль» в Париже, в частных коллекциях в России и за рубежом.
С 2018 года живёт в Сочи, где основал студию «Белое Облако”, находящуюся в пространстве галереи современного искусства «Форт» на ул. Москвина, 7.
Участие в выставках:
2012 – «Рисующие ветер», Москва
2013 – «Этномир», Москва
2013 – Международная специализированная выставка-продажа «Бумпром», Москва
2013 – персональная выставка с учениками «Пока не высохла тушь», Москва
2013 – музей искусств народов Востока «Танцующая кисть», Москва
2023 – выставка «Пионы в летнем парке», Москва
2024 – выставка «Сад с Горчичное зерно», Москва
2024 – международная выставка «Цветочное рандеву», Пекин, 1-е место в номинации «Цветы и животные» с картиной «Голубые гортензии и петух»
2023 и 2024 – участие в двух масштабных образовательных проектах в Японском Саду, Краснодар
2024 – персональная выставка “Переводы с китайского” на вилле Надежда, в Дендрарии, Сочи
Написано более 200 статей и обзоров, посвященных китайской живописи, культуре и художниках КНР.
За последние 5 лет продано около 250 авторских картин, также готовых печатей. Ежегодно в студии «Белое Облако» проводится около 300 мастер-классов для детей и взрослых. Среди учеников Мишукова Николая многие уже стали успешными преподавателями и художниками в РФ и за рубежом.
Китайская живопись уникальна не только особым способом письма, но и всеми её составляющими. Это специальная бумага, китайская кисть, особые краски и тушь, а также «другое» отношением к пространству, символике и духу. Её особенность состоит в передаче идеи через форму, технику и энергетику «ци».
Классическая живопись диктует соблюдение строгих правил, использование в противоречивом сочетании тушь, кисть и бумагу, современная же больше похожа на импрессионизм или даже символизм, но на китайской основе. Сами образы в китайской живописи – это символы. К примеру, лотос у китайцев – символ чистоты; павлин – красоты и достоинства; бамбук – сдержанности, силы; журавль – бессмертия; хризантема – мудрости, и т.д.
Для стиля «се-и», который можно перевести как «живописать идею», в котором работает Николай Мишуков, характерны простота и лаконичность образов, передача сущности объекта, здесь, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью “фактуры” изображаемого предмета, художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей, картина выполняется за один сеанс.
С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию. Эта связь и акцент на линиях – одна из наиболее отличительных черт китайской живописи.