Биография художника:
Иван Ильич Захаров (06.08.1936- 09.06.2019)(с. Горькая балка, Северо-Кавказский край – Краснодар) – художник и педагог.
Из крестьянской семьи. После окончания школы работал прицепщиком в тракторной бригаде. Увлечение рисованием началось рано, но развивать способности приходилось самому, рисуя всё, что видел: деревья, животных, потом портреты родных, сельчан, комбайнёров. В Московский народный университет им. Н.К.Крупской был принят без базовой подготовки и проучился 4 года заочно, только отсылая выполненные задания и продолжая трудиться в колхозе, в родном селе. В 1960 году на Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве, которая проходила при поддержке Министерства культуры СССР, его работа попала в ряд с лучшими работами молодых самодеятельных художников, получивших подготовку в художественных школах. В 1961-66 гг. учился на художественно-графическом факультете Краснодарского педагогического института (педагоги: Г.В.Беда, И.А.Амиян, Г.У.Кравченко, Г.К.Шахбазян).
С 1964 года участвовал в краевых, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. В 1966-96 гг. преподавал на художественно-графическом факультете КубГУ. Член Союза художников СССР (1984). Проходил повышение квалификации преподавателя в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР в мастерской Е.Е.Моисеенко.
В студенческие годы разрабатывал свои первые жанровые композиции. Картины «Переселение казаков на Кубань», «Базар в Екатеринодаре», «Кулачный бой», «Скачки» и другие знакомят зрителя с особенностями и многообразием жизни Кубанского казачества. В 1982 году в Ленинграде начал писать картину «Перед дальней дорогой», затронув сложную тему гражданской войны. Особенно близкой стала тема «М.Ю.Лермонтов и Кавказ», над которой работал много лет. Картины «Лермонтов с сотней», «Кубанская легенда», «Лермонтов на Кавказе», «Княжна Мери», «Казбич и Бэла» – это взгляд в историческое и литературное прошлое, переданное на холст пластическим языком живописи. В картине «Выхожу один я на дорогу» читается безысходность судьбы поэта, отторгнутого от окружающего мира, неотвратимость его гибели, а вместе с этим и великое предстояние, торжество человеческого духа, всепобеждающая сила поэзии. В своем творчестве Захаров развивает традиции русской культуры ХIХ века, с ее литературоцентризмом, стремлением к синтетическому, а не аналитическому пониманию действительности. Полюбив в молодости пушкинскую эпоху, художник увидел в ней ценностные ориентиры, отчасти изгнанные из современной культуры. Поэтому он создает в своих работах модель мира, полную ностальгии по утраченному времени. Творчество Захарова – это добровольное изгнание из слишком динамично развивающейся современности, быстро меняющей образы, сюжеты и языки искусства. Его любимые образы – это люди чести и совести, верные своему слову, Отчизне, любимой женщине, традиционному укладу жизни. Это исторические персонажи (М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин), великие люди нашего времени (композитор Г.Ф. Пономаренко), обобщенные образы простых русских людей – кубанских и терских казаков.
В значительной степени творчество Захарова имеет биографический характер, рождено из воспоминаний детства, проведенного в местах ссылки великих русских поэтов. Особенно близок ему Михаил Юрьевич Лермонтов, принимавший участие в войне с горцами именно в том районе, где прошло детство и юность начинающего художника. Село Горькая Балка расположено на реке Куме, рядом с Минеральными Водами и Пятигорском – местами знаковыми для любого русского человека. Именно здесь возникли те впечатления, которые в зрелом возрасте стали главной его темой. Здесь родились и его первые эстетические переживания, которые сохраняются с первых лет работы до сегодняшнего дня. Эстетика эпохи ампира, синтезирующего язык классицизма, романтизма и реализма, стала основой его образной системы. Отсюда и его репрезентативные, эпические и лирические предпочтения: историческая и жанровая картина, парадный и камерный портрет, возникшие в русском искусстве в его Золотой век. Не прошел он мимо и пленэрных новаций, которые пришли в европейское изобразительное искусство в эпоху импрессионизма и сохраняющие свою актуальность до наших дней. Академический и реалистический рисунок в сочетании со светом и воздухом новейшей живописи, включающей и легкие лессировки, и фактурное письмо, свободная, отчасти этюдная манера составляет особенность захаровской живописной системы. Он создает многофигурные композиции, свободно компонуя фигуры на плоскости, соединяя линейную и световоздушную перспективу с южно-русской декоративностью. Захаров, как никто другой из краснодарских живописцев, стал подлинным летописцем кубанского казачества. Прежде чем приступить к созданию нового полотна, художник изучает историю, привязывает сюжет к реальной местности, где происходило действие, пользуется воспоминаниями современников, научной литературой, картами, а также пишет этюды с натуры, выезжая на пленэр.
Большинство многофигурных композиций Захарова написаны об истории и повседневной жизни казаков. В батальных сценах автор подчеркивает героический дух казаков, защищающих южные рубежи России, в жанровых картинах мы видим лирические сцены любви казака и казачки, гротескные истории, возникающие на кубанских базарах. Художник прекрасно владеет информацией о быте, костюмах, образе жизни людей того времени. Все это придает его работам отчасти фольклорный характер. Он часто обращается к забытым ритуалам или малоизвестным историческим фактам.
Нельзя не сказать и об анималистическом даре Ивана Захарова. Не часто в изобразительном искусстве Кубани художники пишут батальные или бытовые сцены, в которых участвуют лошади. Образ всадника на коне – главный в творчестве краснодарского художника. В зависимости от темы и сюжета он передает динамику боя или красоту спокойно стоящей гнедой или серой в яблоках лошади.
С начала 1990 – годов образ Лермонтова стал главным в творчестве Захарова. Захаров предстает перед нами как историк и биограф, воссоздавая на холстах те места на юге России, где бывал Лермонтов и возник замысел романа «Герой нашего времени»: это Тамань, станица Ивановская, Пятигорск. Картины «М.Ю. Лермонтов с сотней» (1993 г.), «Тамань» (2009 г.), «Казбич и Бэла» (2012 г.), «Княжна Мери» (2002 г.), «Выхожу один я на дорогу» (2005 г.) не вполне иллюстрации стихов и прозы, не совсем рассказ о странствиях Лермонтова, о его участии в боевых действиях на Кавказе. Это очень личный разговор между художником и писателем. Это диалог романтической и неоромантической эстетик, родившихся в переходные эпохи. «Выхожу один я на дорогу» (2005 г.) – одна из наиболее глубоких работ, раскрывающая трагическую судьбу поэта. Легкими лессировками, почти валёрами, написан знаменитый лермонтовский туман, окутывающий дорогу и создающий чувство одиночества и неприкаянности.
Творчество Ивана Захарова – еще одно свидетельство тому, что романтизм и реализм в России, возникшие почти 200 лет назад, сегодня востребованы и художниками, и зрителями. Он продолжает консервативную линию русского искусства, направленную на защиту ценностей русской культуры, русского национального духа.