Муртазин Ильдус Хазиевич

Фото художника Муртазин Ильдус Хазиевич

Биография художника:

Муртазин Ильдус Хазиевич. Родился в 1964 году в Татарстане. В 1996 г. успешно окончил Московскую Государственную художественную академию им. С. Г. Строганова.
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан,
член Союза Художников России, союза художников республики Татарстан. Старший преподаватель Московского гуманитарно-экономического института (НКФ).
Участник международных, всесоюзных, всероссийских, зональных, региональных выставок.
Картины в коллекциях: в музее изобразительных искусств
г. Казани, в ГБУ “Государственный историко-архитектурный и. художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», в Булгарском музее-заповеднике, в национальном музее Республики Татарстан ,в Бахчисарайском историко-культурном заповеднике, в музеях г. Наб. Челны, г. Нижнекамска,
г. Альметьевска и др.

В своих художественных исканиях Ильдус Муртазин стремится познать мир и достичь высокого профессионального уровня, отражая разные грани бытия. Темы его произведений разнообразны – это античные сюжеты, символические образы – аллегории, исторические картины, вполне реалистические портреты современников. Творческие метаморфозы автора предполагают рассматривать его мастерство в процессе активного становления и смены увлечений, причем на каждом этапе он вырабатывает новые выразительные средства. Муртазин работает в технике масла, но как истинный монументалист, заботится о лаконичности, цельности, и в то же время утонченности композиций, что особенно характерно для первого периода творчества. Серия работ конца 1990-х – начала 2000-х, посвященных древним мифологическим сюжетам, была отмечена условностью и изысканной декоративностью решения образов. Живое дыхание архитектонических композиций Ильдуса создает свой микрокосмос. Зритель, соприкоснувшись с ним, попадает в магию пространства художника, в игру перевоплощения. В этих работах автору удалось достичь полного единства формы, колорита и выверенной композиции – необходимых признаков законченности картины, – «Кентавр и русалка», «Жемчуг», «Лучник», «Блеск воды», «Девочка и лошадь», «Водяная» и многие другие. Наполнена жизни и экспрессии серия пейзажей родного края, которые захватывают зрителя динамичной композицией, музыкальностью, экспрессивной фактурой и оригинальной трактовкой мотива: «Аккордеон», «Апрель», «Банный день», «Осень в Елабуге».
Основательные познания и навыки в области реалистического искусства, как его теории, так и практики, позволяют Муртазину решать самые серьезные художественные задачи достаточно широкого диапазона. Оптимистическое настроение и утверждение красоты жизни как нельзя более актуальны ныне, в век глобализации и сложных национальных и территориальных взаимоотношений в мировом масштабе. Последнее десятилетие творчества художник посвятил историческим сюжетам и праздничным темам, решенным в романтическом ключе. С эпохой романтизма сближает Муртазина и его любовь к лошадям, как прекрасному животному, символизирующему природное начало и стремление к свободе. Но если мощные картины Жерико и Делакруа насыщены драматической силой и некоторой мрачностью колорита, то картины нашего автора всегда несут позитивное светлое начало. Обращаясь к историческим сюжетам, художник делает это со знанием материала и любовью к деталям. Но, изображая персонажей далекого времени в соответствующих костюмах, он как бы отстраняется от конкретных событий, особенно когда они связаны с насилием, разрушением. Его исторические реминисценции лишь повод для восторженного изображения любимых художником лошадей и молодых мужчин, а иногда женщин – воинов, захваченных идеей победы над врагом или обстоятельствами, будь это события древней истории, Первой Мировой, гражданской или Великой отечественной войн. Например, картины «За царя и Отечество!», «На страже границы», «Конец войне» наполнены волей, силой духа защитников своей земли, что подчеркнуто динамической композицией и энергичной манерой письма. Иногда они пребывают в задумчивости наедине с природой, как в картине «Луговые цветы» (2018). Молодая девушка верхом на вороном коне в средневековом военном облачении медленно проезжает мимо зрителя, отпустив удила. Она вдыхает аромат леса и нежно оглядывает цветочную поляну, наслаждаясь покоем. В полотне «Мир» 2018 года художник эпически разворачивает пространство сверху вниз. Холмистый пейзаж с убегающей вдаль рекой тает в воздушной дымке. Всадник в богатых золоченых доспехах возвращается с поля битвы, он снял шлем и всей грудью вдыхает мирный воздух родного края. Образность картин Муртазина позволяет зрителю прикоснуться к этнокультуре прошлого, к ценностям своей прародины и своеобразной «археологии духа». Они легки и динамичны, в них можно ощутить неустанно меняющуюся жизнь с бесконечными метаморфозами облаков, ветер, колеблющий листья и траву, бег солнечных бликов, колышущиеся отражения вод, – «В пути», «Цветочная поляна» и другие. Его живопись последнего периода отличается тщательностью письма, мягкостью хроматических переходов, обладает силой визуальной точности, сосредотачивая внимание на отдельных персонажах, например, – юных всадниках, охваченных молодым задором, в картинах «Родные просторы», «Ускорение», «Радуга». Глядя на картины живописца, ощущаешь, что в природе совершается постоянный неисчерпаемый процесс движения. И он созвучен переживаниям и стремлениям героев. Казалось бы, пленэрность – основа творческого метода художника, но со временем становится очевидно, что композиции создаются в мастерской. А легкость, воздушность пейзажа при всей энергичности мазка – это выразительное средство для создания особой атмосферы душевного подъема и оптимизма. Подобными качествами обладают почти все работы, посвященные татарскому национальному празднику «Сабан Туй», которым в последнее время увлечен автор. Все грани этого события отразил он в серии картин, начиная с конкретных сюжетов выезда нарядной группы сельчан на лошадях со двора – «Сабантуй», фрагмента национальных соревнований в сцене «Куреш», композиции – аллегории «Счастливы вместе», в монументально – декоративной композиции «С праздником!». Произведения Ильдуса Муртазина настоящего периода созданы с позиции философии «радости жизни», это мир внутренней красоты и духовного богатства нашего народа. Действуя в творчестве по велению чувства, художник стремится вложить в него ощущение самой силы жизни. Душевное состояние художника, сливаясь с настроением персонажей, стремится к гармонии взаимоотношений, Красоте, Миру и Празднику.

Нина Горюнова, искусствовед











Портал “Художники России”
https://все-художники.рф/

 

p.s. Если вы нашли неточность, или хотите обновить информацию – напишите нам на почту: artist-catalog@yandex.ru